Здравствуйте, дорогие друзья!
Не поверите, но только став бабушкой, я поняла, что сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка, действительно, имеют очень важное значение: посредством игры можно помогать малышу справляться с негативными эмоциями, корректировать его поведение и даже прививать любовь к чтению!
Так идея чтения и обыгрывания прочитанного (не претендую на авторство ) пришла мне в голову после долгих раздумий над проблемой: у 5-летней внучки нет тяги к чтению книг.
Не то чтобы она совсем не любит слушать, когда ей читают. Просто порой, когда предлагаешь ей почитать интересную детскую книжку, она наотрез отказывается, ну а если вообще не предлагать, то сама она и не вспомнит, что в нижнем шкафу на видном месте лежат и стоят аккуратно сложенные стопки детских книг. Вернее, вспоминает, но только перед сном — чтобы подольше не ложиться спать.
Временами, чтобы завлечь внучку, приходится применять хитрость. Я прошу мужа: «Почитай мне, пожалуйста, вот эту книжечку!», и протягиваю ему ее. Муж начинает читать и тогда внучка тоже садится рядом с дедушкой.
Может, в гаджетах проблема?.. Ведь порой сама предлагаю внучке посмотреть мультфильм или видео для детей, чтобы она не мешала мне заниматься делами…
В общем, я решила испробовать еще один способ, чтобы заинтересовать внучку чтением — инсценирование прочитанного.
Для первого раза я выбрала книжечку «Маша и медведь» серии «Читаем по слогам» (чтобы «убить двух зайцев»сразу) и предложила Злате совместно прочитать сказку, а потом обыграть ее. Предложение было встречено с восторгом!
Эту сказку мы и читали, и рассказывали Златику еще года в два, так что с сюжетом она уже была знакома. А вот инсценировать сказку, к сожалению, ни разу не приходилось…
Перечитывая сказку, я периодически предлагала ей прочесть в тексте то или иное слово по слогам, — делала она, правда, это без энтузиазма… Это еще один сигнал: надо снова что-то придумывать, чтобы внучке ХОТЕЛОСЬ учиться читать самой.
Зная, как Злата любит, когда ей раскрашивают лицо аквагримом, ей было доверено сыграть роль Медведя. Правда, согласилась на эту роль она не сразу, видимо, не могла представить себя в этом образе.
Роль Маши с моим озвучиванием была доверена Златиной кукле. Роли Рассказчика, Бабушки и Дедушки тоже были мои (мы были дома вдвоем). Маленький детский рюкзачок «превратили» в короб.
Я так разрисовала внучке лицо, что сама испугалась, поэтому публиковать эту фотографию в блоге не решилась. Гример из меня еще тот…
Ну а дальше пошла полная импровизация: я рассказывала сказку, озвучивая разными голосами и Машеньку, и Дедушку, и Бабушку. Слова Медведя и что он должен был делать Злате приходилось иногда подсказывать — репетиций-то не было.
В целом получилось неплохо, хотя и немного скомкано, но это ведь наш первый «спектакль». Зато цель была достигнута — мы вместе перечитали книжку!
А сегодня внучка настроилась играть роль Красной Шапочки. Надела карнавальный костюм, попросила меня нарисовать что-нибудь на ее мордашке аквагримом, чтобы быть похожей на эту девочку (я нарисовала красные щечки и желтые веснушки, а что еще?), и попросила сыграть с ней в эту сказку.
Так как нас было двое, роль Мамы, Бабушки и Волка предстояло играть мне.
Когда дело дошло до встречи Красной Шапочки с Волком, Злата притормозила игру и стала выспрашивать, каким я буду Волком и что он будет дальше?
С Волком, «съедающим» Бабушку и Внучку, она отказалась играть наотрез. Пришлось играть доброго Волка, которого Красная Шапочка угощает пирожком, и тот провожает ее по темному лесу к Бабушке и обратно домой.
Один раз внучка попыталась восстановить сценарий и все-таки сыграть сказку со злым Волком. Я старалась поддержать ее в этом, говорила, что Волк не будет очень злым, что это не по-настоящему. Согласилась. Но когда дело дошло до вопроса: «А почему у тебя такие большие зубы?», она убежала, не дождавшись ответа. А вернувшись, сказала, что будет играть со злым Волком, когда вырастет и будет понимать, что волк не настоящий. Вот так…
Это второе подтверждение тому, что в играх маленькие дети полностью отождествляют себя с теми персонажами, чьи роли примеряют на себя! И тех, кто играет с ними, тоже воспринимают всерьез.
Первое же подтверждение этой мысли я получила с полгода назад, когда надела на руку мягкую перчаточную игрушку — Совушку.
Внучка видела тогда, что я сижу напротив нее, однако, когда я заговорила от имени Совушки, причем особо не меняя голоса, я для нее будто испарилась, осталась только Совушка, с которой она искренне делилась своими новостями, отвечала на вопросы, касающиеся даже меня…
Боже! Как же бережно мы должны относится к нежной психике наших впечатлительных малышей! Никаких страшилок: бабаек, дядек, сов, волков, врачей — тех, кто придет, если ребенок не будет спать или слушаться, и заберет его! Никаких пугающих игр и подобных им сказок, фильмов и мультиков!
К слову сказать, внучка совсем не любит красивый и, казалось бы, поучительный мультфильм «Колобок», сказку «Волк и семеро козлят», а мультфильмы «Жихарка» и «Гуси-лебеди» может смотреть только в чьем-либо присутствии. Зрительный вектор, что тут скажешь…
С точки зрения системно-векторной психологии для таких деток рекомендованы книги и мультфильмы без каннибалистической направленности, где кто-то кого-то стремится съесть. А чтобы страхи не притормозили полное раскрытие личности ребенка, нужно развивать в нем способность сочувствовать и сострадать другим — в противовес страху «за себя».
И помочь в этом может не только чтение правильно подобранной литературы, но и игры. Так что сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка является очень важным инструментом для полноценного развития его личности. Не будем об этом забывать, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Кстати, сюжетно-ролевую игру можно успешно использовать и в комплексных играх, как например, я сделала это в игре «Который час?»
Вот и все на сегодня. Пишите! Будет интересно узнать ваше мнение на этот счет!
С уважением, Лена, «Учусь играть с детьми»
Какая Вы прекрасная бабушка, Елена!) Вы всё очень правильно понимаете о нежной детской душе, ведь для ребёнка сюжетно-ролевые игры — это очень важно, это — жизнь! Я вспоминаю своё детство: проснёшься утром и быстро собираешь куклы, чтобы идти на улицу играть с девочками в дочки-матери! Это было важнее всего!)
Удачи Вам и с Наступающим Новым годом!)
Спасибо, Леночка, за Ваш отзыв! Как правильно Вы выразились: сюжетно-ролевые игры для ребенка — это жизнь!
Да… вот как надо растить детей. Анализ ответной реакции дает ответы на много вопросов. Жаль только в нашей жизни это удается очень редко… все нехватка времени.
О да, время мчится с такой бешеной скоростью, что не успеешь оглянуться, а малыш-то и вырос, и наша забота ему уже в тягость…