Здравствуйте, дорогие мои!
Пальчиковые игры для детей, как отдельная разновидность развивающих игр, вошли в мою жизнь всего года два назад, когда в нашем доме появилась книга Елены Косиновой «Гимнастика для пальчиков».
Конечно же, такие малышковские игры, как «Ладушки», «Сорока» и «Коза рогатая» были знакомы мне еще со времен моего детства, но воспринимались они как чисто развлекательный элемент в общении с дочками. Как же я заблуждалась!
Оказывается, от развития мелкой моторики рук, когда малыш:
- что-то трогает,
- ощупывает,
- крутит-вертит,
- рвет (бумагу),
- перекладывает (мелкие предметы),
- катает между ладошками и пальчиками (палочки, шарики),
- отщипывает кусочки (пластилина, теста, глины),
зависит активизация его умственных и мыслительных способностей, быстрота формирования речевых навыков!
Поэтому чем раньше мы начнем играть с малышом в пальчиковые игры, тем будет лучше как для ребенка, так и для нас (в будущем не придется делать за него уроки).
Кстати, в Японии упражнениями для пальчиков начинают заниматься с малышами ТРЁХМЕСЯЧНОГО возраста!!!
И сегодня в своем блоге я открываю новую рубрику, где будут обитать пальчиковые игры для детей разных возрастов. Ну а начинаю, естественно, с игр для самых маленьких (младшему внуку уже 2 МЕСЯЦА!)
Пальчиковые игры для младенцев
Пальчиковые игры для младенцев отличаются тем, что их нужно выполнять руками взрослого. Помимо игр, приведенных ниже, очень полезно по 2-3 минуты в день делать массаж кистей рук и пальцев малыша:
- поглаживать и растирать ладошки;
- растирать и разминать каждый пальчик сначала вдоль, затем поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
Каждое упражнение-игру тоже нужно выполнять поочередно: сначала с пальчиками одной руки ребенка, затем — другой.
Желательно повторять одну-две игры хотя бы 2 раза в день (около 5 минут), так как эффективность от таких занятий будет ощутима только при РЕГУЛЯРНОМ их проведении.
Если малышу вдруг не захочется играть в какую-то из игр, не заставляйте его.
Ладушки
На ударные слоги хлопаем ладошками или кулачками малыша, напевая:
— ЛАдушки, лАдушки, гдЕ были?
— У бАбушки.
— ЧтО ели?
— КАшку.
— ЧтО пили?
— БрАжку.
Поглаживаем ручкой ребенка его животик:
— Кашка маслЕнька, бражка сладЕнька,
Поглаживаем ручкой ребенка его голову:
— Бабушка добрЕнька!
Снова поглаживаем животик:
— Попили-поели,
Машем ручками ребенка как крыльями:
— Шу-у, полетели,
Прижимаем ладошки ребенка к его голове:
— На головку сели, ладушки запели!
При желании ребенка начинаем все сначала.
Сорока-сорока
Водим указательным пальцем по ладошке ребенка кругами, имитируя перемешивание каши, и говорим:
— Сорока-сорока, сорока-белобока кашу варила, деток кормила.
Загибаем большой пальчик малыша к ладони:
— Этому дала — он в лес ходил.
Загибаем указательный:
— Этому дала — он дрова рубил.
Загибаем средний:
— Этому дала — он воду носил.
Загибаем безымянный:
— Этому дала — он печку топил.
Пожимаем и шевелим мизинчик:
— А этому не дала! Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печку не топил — нет ему ничего!
Пальчик-мальчик
Пальцы сжаты в кулачок. Нужно поочередно разгибать все пальчики, слегка потряхивая за ногтевые фаланги. Разгибаем мизинец и говорим:
— Пальчик-мальчик, где ты был?
Разгибаем безымянный:
— С этим братцем в лес ходил.
Разгибаем средний:
— С этим братцем щи варил.
Разгибаем указательный:
— С этим братцем кашу ел.
Разгибаем большой:
— С этим братцем песни пел!
Семья
Пальчики ребенка сжаты в кулачок. Поочередно разгибаем их, начиная с большого пальца:
— Этот пальчик — дедушка.
Разгибаем указательный:
— Этот пальчик — бабушка.
Разгибаем средний:
— Этот пальчик — папочка.
Разгибаем безымянный:
— Этот пальчик — мамочка.
Разгибаем мизинчик:
— Этот пальчик — это Я.
Поднимаем ручку малыша вверх и покачиваем его кистью или кулачком вправо-влево:
— Вот и вся моя семья.
Правда, не для всех подходит этот стишок: у нас, например, еще один ребенок есть. Поэтому последнюю строчку я буду заменять: «Здесь не вся моя семья! Кого-то не хватает!» И говорить, что не хватает Златочки.
По грибы
Держим ладошку ребенка одной рукой, а указательным пальцем другой руки поочередно дотрагиваемся до каждого пальчика ребенка на счет:
— Раз, два, три, четыре, пять, мы идем грибы искать!
Попеременно сгибаем пальцы, начиная с мизинца:
— Этот пальчик в лес пошел,
Сгибаем безымянный:
— Этот пальчик гриб нашел.
Сгибаем средний:
— Этот пальчик чистить стал,
Сгибаем указательный:
— Этот пальчик жарить стал.
Сгибаем большой палец:
— Ну а этот — взял и съел, потому и потолстел!
Пальчики в лесу
Держим кулачок ребенка перед собой, указательным пальцем другой руки поочередно дотрагиваемся до каждого согнутого пальчика на счет:
— Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять!
Разгибаем мизинчик:
— Этот пальчик в лес пошел.
Разгибаем безымянный:
— Этот пальчик гриб нашел!
Разгибаем средний:
— Этот — резал.
Разгибаем указательный:
— Этот — ел.
Разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку:
— Ну а этот лишь глядел!
Пальчики
Свой большой палец ставим подушечкой на ноготь ребенка, а подушечка ребенка находится на подушечке указательного пальца взрослого: поочередно несильно разминаем ребенку подушечки пальцев сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с мизинца:
— Мы с (имя ребенка) играем,
Переходим на безымянный:
— Пальцы все перебираем.
Переходим на средний:
— Этот пальчик — всех длинней,
Переходим на указательный:
— Этот пальчик — всех умней,
Переходим на большой:
— Этот пальчик — всех короче,
Переходим на большой пальчик другой руки:
— Этот — стать побольше хочет,
Переходим на указательный:
— Этот — знает все игрушки,
Переходим на средний:
— Этот — ушки на макушке,
Переходим на безымянный:
— Этот — прячется в тенек,
Переходим на мизинец:
— Этот — маленький сынок.
Ути-ути
Разводим в стороны руки ребенка и машем ими:
— Ути-ути, полетели,
Кладем ладони (кулачки) ребенка ему на голову:
— На головку (имя ребенка) сели.
«Клюем» голову ребенка его пальцами:
— Поклевали, поклевали,
Убираем руки с головы и машем ими:
— И домой все улетали.
Названия пальчиков
Сгибаем-разгибаем большой пальчик:
— Палец толстый и Большой в сад за сливами пошел.
Сгибаем-разгибаем указательный пальчик:
— Указательный с порога указал ему дорогу.
Сгибаем-разгибаем средний пальчик:
— Палец Средний — самый меткий, он снимает сливы с ветки.
Сгибаем-разгибаем безымянный пальчик:
— Безымянный поедает,
Сгибаем-разгибаем мизинчик:
— А Мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.
Вот такие пальчиковые игры для детей самого нежного возраста я подобрала для вас сегодня. Уверена, они вам пригодятся!
Теперь буду готовить материал с пальчиковыми играми для деток постарше, так что ждите! А напоследок предлагаю вам посмотреть замечательное видео, как проводить пальчиковую игру «Сорока-сорока».
До новых встреч в блоге «Учусь играть с детьми»!
Очень полезная статья! Пальчиковые игры, массаж ручек и развитие мелкой моторики рук необходимы для детского развития!
Спасибо, Юленька! Я очень рада, что Вы со мной согласны! Жаль, что некоторые мамочки упускают это из виду…
Знали-знали!)) Когда сынок ещё неохотно говорил, я как псих каждый день массажировала ему пальчики. Уж не знаю, это помогло или просто время пришло, но он вскоре действительно разговорился, чему я до сих пор не могу нарадоваться, хотя уже столько месяцев прошло. Мне кажется, это самое долгожданное событие в моей жизни!
Спасибо за отличную подборку, я некоторые упражнения не знала или забыла, внесём разнообразие!
Думаю, и то и другое помогло, Яночка!
Вот интересно, ждем-ждем, когда малыш заговорит, а потом начинаем: «Помолчи немного!», как это с нашей Златой-болтушкой громогласной.
Это действительно так, такие упражнения развивают моторику и умственные способности.
Спасибо, Татьяна, жаль, что в мою молодость я этого не знала…