Здравствуйте, дорогие друзья!
Игра «Сложи квадрат» Никитина — известного во всем мире педагога-новатора и отца многочисленного семейства, привлекла мое внимание очень-очень давно, когда я была еще молодой мамочкой двух маленьких прелестных дочек.
Я сделала эту игру из картона и цветной бумаги по описанию, взятому из замечательной
Девочки играли в нее тогда с интересом и удовольствием!
Каково же было мое удивление и неописуемая радость, когда старшая дочь, уже сама мама, привезла своей племяшке игру «Сложи квадрат», цветные кусочки которой были выполнены не из картона, а из дерева. Оказывается, теперь эту игру можно преспокойно купить в интернет-магазине!
И хотя в инструкции, прилагаемой к игре, говорилось, что минимальный рекомендуемый возраст ребенка 3-4 года, внучка начала складывать свои первые квадраты сразу после получения подарка, в 2 года, и делала это с удовольствием!
Первая панелька с квадратами размером А4 — «стандарт», в ней размещается 12 квадратов. Именно с нее началось знакомство Златочки с этой развивающей игрой.
Второй и третий уровень сложности в нашем случае выполнены в варианте «эконом» и представляют собой более тонкие панельки размером А5 (А4 пополам). Кусочки квадратов к ним тоже тоньше, чем в «стандарте».
Второй уровень сложности внучка полностью осилила к 4-м годам.
А вот третий уровень, вернее, парочка его квадратов, вызывают затруднения до сих пор.
Согласно инструкции, этот уровень рассчитан на детей 6-7 лет, Злате сейчас 5 лет.
Конечно, если бы каждый квадрат был окрашен в свой цвет, как это рекомендовал Борис Павлович, играть было бы интереснее. Но плюс этой покупной игры в том, что квадратов здесь больше: не 24, как говорится в книге, а 36!
Как играть в «Сложи квадрат»
Честно говоря, не обращая внимания на инструкцию, мы пошли самым простым путем: сначала вытаскивали кусочки какого-то одного квадрата, спрашивали какого он цвета (или говорили сами) и предлагали Златику соединить кусочки, чтобы получился квадрат.
Естественно, хвалили малышку, когда все получалось и немножко подсказывали, если складывание вызывало затруднение.
Хотя сам Б. П. Никитин был против подсказок, он ратовал за то, чтобы ребенок додумывался сам: не получилось сегодня, получится в другой раз.
Главная задача взрослых — исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.
Ну а если малыш не хочет играть, не принуждать его ни в коем случае!
А еще для этой игры, как и для игры «Сложи узор» Никитина, важно применять «метод ледокола», о котором Борис Павлович подробно рассказывает в своей книге.
Начинать игру надо каждый раз с более легких заданий, с которыми ребенок справился в прошлый раз. И только потом давать новые задания — потруднее.
В инструкции к игре «Сложи квадрат» Никитина предлагается объяснить ребенку, что цвета бывают холодные и теплые, и если присмотреться к цвету внимательно, станет ясно, «холодит» он или «греет». Также приводится таблица с подсказками:
Теплые цвета
ЖЕЛТЫЙ:
- цвет летнего жаркого солнышка;
- цвет песка, нагретого солнцем;
- цвет созревшей под солнцем пшеницы;
- цвет теплого пушистого цыпленка;
- цвет жирафа из жаркой Африки;
- цвет лепестков подсолнуха;
- цвет осенней листвы и травы.
ОРАНЖЕВЫЙ:
- цвет апельсина, созревшего в теплых странах;
- цвет язычков костра;
- цвет теплой лисьей шубки.
КРАСНЫЙ:
- цвет огня;
- цвет солнышка на закате;
- цвет клубники, земляники, шиповника, калины, яблок, помидоров.
Холодные цвета
ГОЛУБОЙ:
- цвет неба;
- цвет холодного льда;
- цвет снега в вечерних сумерках;
- цвет снежных вершин далеких гор.
СИНИЙ:
- цвет водных глубин;
- цвет вечернего неба;
- цвет хмурой грозовой тучи.
И рассказывается, что зеленый цвет самый хитрый. Он получается при смешивании теплого желтого цвета и холодного синего, поэтому, в зависимости от того, какого цвета в нем больше, может быть как теплым, так и холодным.
Что касается этой игры, то зеленый здесь ближе к теплым цветам.
Затем предлагается предложить малышу разложить кусочки на две группы: отделить друг от друга холодные и теплые цвета. Во как! Я до такого сама и не додумалась бы.
В своей книге Б. П. Никитин рекомендовал при изготовлении этой игры из картона с тыльной стороны квадрата пронумеровать все его части, чтобы каждый квадрат имел свой номер.
Думаю, вполне можно использовать эту рекомендацию и для современного варианта из дерева. Во-первых, детальки не перепутаются, а во-вторых, ребенок будет непроизвольно усваивать нумерацию чисел от 1 до 36.
Можно даже специально переворачивать все кусочки тыльной стороной вверх и складывать квадраты не по цвету, а по номерам, указанным на каждом кусочке квадрата.
Когда ребенок будет легко справляться с той или иной панелькой с квадратами, можно будет давать ему задание сложить квадраты быстрее, на время. И главное — не забывать его ХВАЛИТЬ!
А есть ли «Сложи квадрат» Никитина в вашей семье? Если вы используете в игре какие-то свои варианты, поделитесь ими, пожалуйста!
На канале YouTube я нашла видео, где внучка Б. П. Никитина Александра, очень интересно рассказывая об игре «Сложи квадрат», по праву критикует квадраты в рамочках, которые есть у нас. Поэтому ссылку на покупку таких квадратов я вам давать не буду.
Зато с удовольствием поделюсь ссылкой на
До новой встречи в блоге «Учусь играть с детьми»!
Здорово! Как раз Саша на днях взял и сложил самый сложный уровень… Правда, было трудно, говорил, что не получается и не получится. Но я уверяла, что верю в него, он умный и все получится. Получилось наконец!!!!))) без подсказок, нужно было немного подбодрить)))
Ты у меня умница!!! Поддержка и ободрение родителей для ребенка в какой-то трудной для него ситуации — самое главное!
А Сашенька — МОЛОДЕЧИК!!!